О проекте     Шинный калькулятор     Обзоры     FAQ     Полезное     Реклама
 
 
 
 
 
 
Обзоры

Nokian. Зимние шины

Готовь сани летом? А не рановато ли? Может, все же осенью? Но уж никак не весной! Однако финны, уверенные в завтрашнем дне и потому чрезвычайно дальновидные, готовы заниматься этим и весной. В апреле они пригласили нас на заполярный полигон, чтобы познакомить с «зимними» разработками фирмы Nokian Tyres, а заодно — последний раз в этом году поноситься по роскошным зимним трассам. Грех было отказаться.
Среди представленных моделей — и уже хорошо знакомые нам нешипованные шины Hakkapeliitta Q, и новейшая модель Nokian WR-H для внедорожников.

Вчера здесь бушевала метель: все подъездные дороги — под снегом. Но проложенные по льду трех озер тестовые трассы уже расчищены, и там кипит работа. Финны спешат: ведь от того, что сейчас называется полигоном, через месяц останутся лишь гараж да маленький офис на берегу озера…
А чтобы журналисты не мешали испытателям, а заодно не подглядывали, с какими шинами идет работа, нам предоставили специальный трек Школы северного вождения. Две извилистые трассы — одна снежная, другая ледяная, а еще — ледяная полоса для оценки тормозных свойств. И три автомобиля Seat Leon.
Все начиналось неплохо…
Сажусь за руль Сеата, обутого в шины Nokian Hakkapeliitta Q, и выезжаю на снежную трассу. Левый поворот, ретардер из снежных валиков, крутой правый, а дальше — прямик, метров двести. Успеваю разогнаться примерно до 70 км/ч. И вдруг… Ой, мама! Справа, из-за сугроба, выскакивает лось. До него — метров пятнадцать, от силы двадцать. Тормозить бесполезно. Руль влево, сам сжимаюсь в комочек. Сидящий справа коллега вытягивает руки вперед, отборный мат… Чудом удерживаю машину на дороге, бросаю взгляд в левое зеркальце.
Подстава!
Подвешенный на тросике поролоновый лось болтался в метре над землей. Ну и шуточки. Давненько я не испытывал такого стресса.
О шинах я забыл круга на два. Ехал медленно и ждал очередного подвоха. Но лосей больше не было.
Кстати, я и без этой ужасной куклы знал, что и на льду, и на снегу шины Nokian Hakkapeliitta Q демонстрируют отличные сцепные свойства. Ведь они на протяжении трех лет признавались лучшими нешипованными покрышками по результатам наших тестов. Но сейчас я мог их сравнить только с другими шинами без шипов — Nokian Hakkapeliitta NRW. Эта модель разрабатывалась в расчете на эксплуатацию уже не в Северной, а в Центральной Европе.
Разница огромна. Особенно это заметно на гладком льду: здесь шины NRW почти беспомощны. А вот мягкий, к тому же рассеченный прорезями-ламелями протектор шин Hakkapeliitta Q за лед держится цепко. Но на сухом или мокром асфальте все происходит иначе: «северные» шины Hakkapeliitta Q проигрывают не только NRW, но даже российским зимним шинам (см. АР № 20, 2000). Отсюда мораль: при выборе зимних шин нужно учитывать и то, для каких регионов они разрабатывались. Мы, например, не раз сталкивались с вопросами-упреками: почему это в вашем сравнительном тесте зимних шин побеждает одна модель, а в тесте, проводимом, скажем, немецким журналом Auto Motor und Sport, — другая? Теперь-то ответ ясен? Мы живем в разных климатических зонах!
Третий Seat был обут в новые «шиповки» Nokian Hakkapeliitta 2. Тоже классные шины. И вновь эта оценка не субъективна: шины Hakkapeliitta 2 уже успели занять первое место в прошлогоднем тесте Авторевю (см. АР № 21, 2000). Жаль только, что нынешней зимой эти покрышки в Россию практически не поставлялись: дилеры получили считанные комплекты, да и то лишь больших размеров. Но финны обещают, что к следующему сезону выбор будет шире.
Конечно, на шипованных шинах по льду можно ехать и быстрее, и эффектнее. Но когда коллеги попытались на глазок сравнить тормозные пути на шинах Hakkapeliitta Q и Hakkapeliitta 2, то оказалось, что в нескольких заездах шипованные покрышки проиграли нешипованным… Нет-нет, такого быть не может. Это был лишь результат ошибок водителя в выборе скорости и момента начала торможения. Для таких испытаний нужно использовать только специальную профессиональную аппаратуру, а с рулеткой здесь делать нечего.
Следующая часть программы посвящена шинам для внедорожников и пикапов. В Америке такие машины обычно называют light trucks. Отсюда и название шипованных шин Nokian: Hakkapeliitta LT.
Рисунок протектора — почти как у легковых шин Hakkapeliitta. Но конструкция и состав резиновой смеси иные. Так называемый брекер (слой корда непосредственно под протектором) шин для внедорожников имеет боковые усилители, улучшающие поведение автомобиля на высоких скоростях. К тому же здесь применены шипы высотой 12 мм (в легковых шинах используются 8-миллиметровые). Размеры — от 31x10,5 R15 до 265/75 R16.
Эти шины — только для зимней эксплуатации. Тем же, кого устраивают всесезонные покрышки, адресованы другие новые модели — WR-T и WR-H с индексами скорости T (до 190 км/ч) и H (до 210 км/ч) соответственно. Направленный рисунок протектора и специальная резиновая смесь призваны обеспечить хорошие сцепные свойства на мокром асфальте. Гамма размеров — от 235/75 R15 до 255/55 R17.
Кстати, на протекторе новых моделей шин Nokian есть цифровая индикация износа. На разной глубине в протекторе сделаны прорези в виде цифр, от 8 до 2. Это — остаточная высота протектора в миллиметрах. Просто и удобно.
В первую очередь, шины WR-T, WR-Н и Hakkapeliitta LT разрабатывались в расчете на американский рынок. Тем более что сейчас там сложилась благоприятная конъюнктура: на руку финнам сыграл громкий скандал вокруг шин Firestone (из-за расслоения корда автомобили попадали в аварии, гибли люди). Поэтому часть испытаний финны проводили в Америке, да и в рекламных проспектах новых шин фигурируют в основном американские автомобили. Но нам для оценки этих шин предоставили два новеньких дизельных Pajero с механическими коробками передач.
Я неплохо знаю эти машины и, честно говоря, не подозревал, что они способны так проворно проходить связки поворотов скользкой трассы. Мало того, что Pajero на шинах Nokian WR-H (255/65 R16) способен ехать быстро, так еще и удовольствие можно получить! Хочешь пройти поворот по «внутренней» траектории? Тогда чуть раньше сбрасывай газ. Есть возможность проехать «широко»? Дави в пол: с легким ввинчиванием Pajero соскальзывает до внешней кромки, опирается о сугроб задним колесом — и вновь ускоряется в нужном направлении. Да и останавливается автомобиль на голом льду неплохо.
Пересаживаюсь на Pajero, обутый в шипованные шины Hakkapeliitta LT (225/75 R16), и отправляюсь на заснеженную трассу. Характер управляемости изменился, причем не в лучшую сторону. Автомобиль резче срывается в скольжения, резче стабилизируется. Все это требует уже более быстрых и аккуратных действий рулем. И мне уже стали мешать «прикусывания» гидроусилителя рулевого управления. Хорошо бы попробовать поездить в этих режимах на других шинах, например, Michelin или Bridgestone…
Закончив с оценкой управляемости, мы отправились на 20-процентный заснеженный подъем. Здесь будем отрабатывать упражнение из программы автошколы — троганье в гору.
В заднеприводном варианте ни первый, ни второй Pajero подъем не взяли. Да и с приводом на все колеса приходилось одновременно очень аккуратно отпускать «ручник» и педаль сцепления. А если тронешься с пробуксовкой, то автомобиль тоже начнет разгоняться. Но только в обратном направлении, под горку.
Легче это упражнение давалось на шинах WR-H. Оно и понятно — ведь на снежном покрытии гораздо важнее протектор, а не шипы.
По дороге с полигона мы встретили оленя. Самого настоящего — он перебегал дорогу метрах в тридцати от автомобиля. Но на сей раз экстренных маневров не потребовалось. Этот олень оказался умнее поролонового лося и быстренько смылся с дороги.
А что новенького готовит Nokian Tyres к летнему сезону? Ответ мы должны были получить на летнем полигоне фирмы, расположенном недалеко от основного производства в городе Нокиа. Но трассы полигона еще оставались под снегом, и тесты были заменены на ознакомительную поездку по полигону на такси. Впрочем, на самом-то деле новинок в гамме летних шин Nokian в этом сезоне не много. В России будут продаваться все те же массовые модели NRT 2 и NRH 2. Для более скоростных автомобилей предназначены направленные асимметричные шины NRV. И лишь владельцам мощных спортивных машин адресованы новые покрышки NRZi, которые, в отличие от предыдущей модели NRZ, бывают не только 17-, но и 18-дюймовыми. Рисунок протектора — асимметричный, направленный, а в состав резиновой смеси входит термосилика, обеспечивающая стабильность сцепных свойств в широком диапазоне температур. А еще на боковинах шин NRZi появились индикаторы температуры. Зеленая «мушка» при падении температуры ниже нуля чернеет. Это предупреждение: возможен гололед.

Гамма летних шин Nokian

NRH 2

NRV

NRZi

Nokian Hakkapeliitta 2

На ледяной дорожке — Seat Leon на шипованных шинах Nokian Hakkapeliitta 2. Не езда, а сплошное удовольствие!

WR-H, WR-T, Nokian Hakkapeliitta LT

Даже на зимних шинах Nokian Mitsubishi Pajero смог осилить 20-процентный подъем только с включенным полным приводом. Если передний мост отключен, то автомобиль набирает скорость лишь под горку

Система безопасности шин Nokian

Порой недостаток давления в шинах невозможно определить на глаз, но подспущенное колесо легко может стать причиной аварии. Чтобы этого избежать, компания Nokian разработала систему контроля давления в шинах RoadSnoop. Датчики, закрепленные на колесных дисках, информируют водителя о текущем давлении и температуре в каждой шине. Сигналы от датчиков передаются по радиоканалу и принимаются либо специальным приемником, либо обычным сотовым телефоном, в котором заранее активируется такая функция. В перспективе система будет не только следить за давлением в шинах, но и извещать водителя о начале аквапланирования, слашплэнинга и степени износа протектора. Не исключено, что микрочипы в шинах в будущем смогут определять местонахождение автомобиля (точнее, его колес) в случае угона. Для вывода новой технологии на мировой рынок создана фирма RoadSnoop Ltd.

Так работает индикатор степени износа шин Nokian. На левом снимке глубина рисунка свежего протектора составляет 8 мм, на правом — она уменьшилась до 2 мм

Источник: www.s-shina.ru

 


 

 



© SMENIKOLESA.RU - энциклопения автомобильных покрышек, 2006
info@smenikolesa.ru
при поддержке компании Web-IT