О проекте     Шинный калькулятор     Обзоры     FAQ     Полезное     Реклама
 
 
 
 
 
 
Обзоры

Michelin X-Ice

ЗИМНИЕ шины — не приоритетное направление для компании Michelin, что, впрочем, не мешает ей иметь в своем арсенале и шипованные, и нешипованные модели, рассчитанные как на мягкую «среднеевропейскую» зиму (Michelin Alpin), так и на сильные морозы (Michelin Ivalo и Maxi-Ice). В наших сравнительных тестах зимние шины Michelin обычно занимают «промежуточные» места в итоговых протоколах, уступая скандинавским моделям. Похоже, что это перестало устраивать французов: они разработали принципиально новую модель X-Ice, которая следующей зимой придет на смену нешипованным шинам Michelin Maxi-Ice.

Никакой преемственности поколений. Новый каркас, новый направленный рисунок протектора и, главное, — новый состав резиновой смеси, в основе которой лежит технология APS (Adaptive Progressive Stiffness — адаптивная прогрессивная жесткость). С одной стороны, протектор нешипованных шин должен быть мягким и со множеством ламелей — иначе за голый лед не зацепишься. С другой стороны, этот же протектор должен держать большие нагрузки на асфальте, обеспечивая нормальные характеристики управляемости. Получается, что наружный слой протектора должен быть мягким, а внутренний — жестким. Самое любопытное, что отвечающий этим условиям протектор удалось сделать однородным: и поверхностный, и внутренние слои — из одного и того же состава. Вот только состав этот такой, что при взаимодействии с дорогой и окружающей средой внешний слой протектора размягчается — рушится часть межмолекулярных связей. А размягченная резина хорошо цепляется за микронеровности, улучшая сцепные свойства на зимних покрытиях. А что с «ходимостью»? Ведь мягкая резина наверняка быстрее изнашивается. Но инженеры компании Michelin утверждают, что ресурс новых шин остался на уровне предыдущей модели — Maxi-Ice. Ведь толщина «мягкого» слоя — всего несколько микрон.

В теории сцепные свойства повышают и плотная сетка Z-образных ламелей и практически квадратное пятно контакта шины с дорогой. Осталось проверить на практике…

Извилистая снежная трасса длиной 1300 м, повороты — от ходовых, под 100 км/ч, до «тещиных языков» под первую передачу. «Агрегатоноситель» — универсал BMW 318i Touring. Сначала — на нешипованных зимних шинах Michelin предыдущего поколения: Mаxi-Ice. Получается быстро, хотя пару раз автомобиль неожиданно проваливался в глубокие заносы — едва увернулся от метровых сугробов. Пересаживаюсь на такой же BMW на новых шинах X-Ice. Скорость примерно та же, но управлять автомобилем проще: скольжения начинаются плавнее, их легче контролировать, да и рулем можно работать не столь активно. Не зря финские испытатели, работающие на полигоне Test World, поставили шинам Michelin X-Ice более высокую оценку за управляемость, чем шинам Maxi-Ice.

А что Maркко Мартин? На пару со своим менеджером он скучал в неприметном Volvo S60. Интересно, уж не на этой ли машине Маркко собирается блеснуть своим мастерством? К сожалению, да. Прежде чем сесть справа от пилота, занимающего после двух этапов чемпионата WRC третье место, пришлось расписаться в одной бумажке — мол, ежели что случится, то никаких претензий… Обычная практика.

Маркко флегматично включил первую и вырулил на трассу. Один поворот, другой. Чувствуется, что для него управление «гражданской» машиной сродни детскому аттракциону. Хотя манеру езды не скроешь. Перед каждым поворотом Маркко ставит автомобиль боком, используя торможение левой ногой.

— А на «боевой» машине ты часто тормозишь левой? — спрашиваю.

— Full time, — отвечает Маркко по английски.

На русском он почти не говорит, да и вообще, разговорчивым этого парня не назовешь. Но чтобы не молчать всю дорогу, я спросил его, почему он решил катать журналистов на Volvo, а не на BMW, — ведь на «трешке» интереснее.

— На переднеприводном Volvo получается быстрее.

Следующий этап испытаний — управляемость на льду. Схема та же: сначала — на шинах Maxi-Ice, затем — на шинах X-Ice. Автомобиль — Volvo S80 с «автоматом». Первый круг ознакомительный — инструктор просит включить систему стабилизации. То здесь, то там видны отпечатки бамперов на сугробах — скользко… Кое-где 20 км/ч — предельная скорость. Чуть перебрал с газом — и Volvo плугом уходит с трассы. А вот и сугроб… Нет, на этот раз пронесло. Удовольствие — ниже среднего.

Теперь — такой же Volvo S80, но на шинах X-Ice. Разница оказалась еще заметнее, чем на снегу. Машина увереннее разгоняется, лучше тормозит, да и в повороты можно заходить смелее. А если все же «поскользнулся», исправить положение проще, чем на шинах предыдущего поколения. Впрочем, за этим преимуществом скрывается и коварство хороших зимних шин — водитель начинает чувствовать себя смелее, еще смелее, и, как водится, в конце концов машина выходит из-под контроля. Только происходит это уже на приличной скорости. И — прямехонько в сугроб. К счастью, мне удалось избежать такой участи, а коллеги пару раз зависали на снежных брустверах.

Теперь настала очередь горячего эстонского парня Маркко Мартина.

Красиво. Главное — как точно он рассчитывает скольжения! За двадцать метров до поворота ставит машину боком (опять торможение левой ногой) — и легко попадает в вираж. Один круг, второй, третий… И ни разу не протаранил сугроб.

Полноценные испытания шин Michelin X-Ice в ходе сравнительных тестов Авторевю еще впереди. Тогда мы и узнаем, как они ведут себя на мокром асфальте, на снежно-водяной каше, и, главное, мы узнаем — чем новые шины Michelin лучше или хуже конкурентов. Ответы на эти вопросы появятся через полгода, а испытания уже начались, причем именно здесь, на полигоне Test World в Финляндии. Кстати, в классе нешипованных шин есть еще один многообещающий дебютант — шины Nokian Hakkapeliitta RSi (см. АР № 2, 2004). Причем специалисты фирмы Michelin называют зимние шины Nokian главным конкурентом своей новинке.

Новый каркас шин X-Ice позволил добиться более равномерного распределения давлений в пятне контакта шин с дорогой: пятно контакта (слева) стало почти квадратным, а его площадь по сравнению с шинами предыдущего поколения Maxi-Ice (справа) увеличилась

Для увеличения жесткости блоков протектора мелкие прорези-ламели расходятся волнами — и в ширину, и в глубину

Технология APS (Adaptive Progressive Stiffness — адаптивная прогрессивная жесткость): при наезде на микронеровности в наружном слое резины разрушается часть межмолекулярных связей (обозначены красным), что делает протектор более мягким. Это повышает сцепные свойства шин на скользких покрытиях

Источник: www.s-shina.ru

 


 

 



© SMENIKOLESA.RU - энциклопения автомобильных покрышек, 2006
info@smenikolesa.ru
при поддержке компании Web-IT